Золочением называется процесс декоративной отделки, при котором на обрабатываемую поверхность наносится золотистый слой материала. Еще 100 лет назад таким материалом могло быть только золото, которое наносили на поверхность куполов церквей, крестов, украшений. Его использовали не только для эстетической красоты, но и для защиты металла от коррозии. В современном мире позолотой можем быть не только золото и сусальное золото, но и различные его заменители, придающие золотой цвет и блеск обрабатываемой поверхности. Сегодня такими материалами являются различные тончайшие пленки или фольга золотистого цвета, так же известная как поталь. Разнообразные золотые краски так же являются значительно более дешевым заменителем золота. Но все эти альтернативные покрытия не содержат самого золота, а значит и не обладают всей полнотой его защитных и декортивных свойств.
Золочение следует рассматривать как значительно более квалифицированный труд и сложный процесс чем например обычное малярное дело. Дело в том, что золочение - это исключительно ручной труд, требующий не только кропотливости, но и знаний для подготовки обрабатываемой поверхности так, чтобы позолота служила и сохраняла свой эстетический вид как можно дольше. Золочение включает в себя подготовку поверхности, нанесение клеящего состава, сам процесс нанесения позолоты, защитное лакирование от преждевременной потери свойств и при необходимости лакирование для защиты от истирания, если позолота будет находиться в пределах касаний человеком и возможного физического воздействия. При золочении сусальным золотом, в защитном лакировании необходимости нет, но нужно помнить о возможном физическом воздействии, если позолочены были стены, колонны или элементы декора на уровне ниже вытянутой руки. Такие элементы будет легко задеть и поцарапать. Для того чтобы результат золочения был более глянцевый или матовый, необходимо применять разные материалы подготовки и обработки, в чем так же разбирается позолотчик. Следует помнить, что средний срок сохранности неизменного состояния потали, составляет 7 лет. После чего, поталь неизбежно темнеет, может местами покрываться патиной, в зависимости от состава материала. Купола, позолоченные нитридом титана, так же темнеют со временем. Для примера, стоит обратить внимание на состояние купола Храма Христа Спасителя в Москве. Он значительно потемнел со дня его установки.